«Флагман новосибирского хлебопечения»
Так назвал хлебообъединение «Восход» в юбилейный, 85-й для предприятия год, глава Новосибирской области Василий Юрченко во время рабочего визита на основную производственную площадку предприятия.
В ходе визита руководитель Сибирской хлебной корпорации, куда входит ХО «Восход», Дмитрий Терешков и Василий Юрченко обсудили ряд вопросов, касающихся не только хлебопекарной отрасли.
Парадоксы госзакупок.
Сегодня ХО «Восход» разделяет все трудности как коллег по хлебопекарному цеху, так и в целом пищевой промышленности. Поэтому одной из тем для обсуждения стала проблема государственных и муниципальных закупок. Во вступившем в силу с 1 января 2014 года ФЗ-44 частично устранены недостатки ФЗ–94. Но не настолько, чтобы уже можно было рапортовать об успехах. Кстати, СХК и весь Союз хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири (СХиКПС) выступили с рядом предложений об изменении закона о госзакупках, часть была услышана, но не в той мере, как это кажется целесообразным сибирским производителям хлеба. «Сегодня поставки продовольствия для социальных учреждений в рамках госзакупок в Новосибирской области находятся в удручающем состоянии, — прокомментировал Дмитрий Терешков. — Можно продемонстрировать на примере хлеба. Реализуется известный принцип 80/20. Если в торговые сети поступает 80–85% хлеба и хлебобулочных изделий, произведенных на крупных предприятиях, где должным образом организован контроль входного сырья и готовой продукции, где есть полностью оборудованные лаборатории, где штат укомплектован технологами, то в социальные учреждения в силу различных причин такого хлеба поступает лишь 20%. Основной процент приходится на продукцию частных мини-пекарен, хотя торговые сети минимизируют количество таких изделий. Следует понимать, что мини-пекарни не могут обеспечить должный уровень качества и безопасности продукции.
Около года назад Роспотребнадзор проводил проверку 55 мини-пекарен, в 54 были найдены серьезные нарушения технологии производства хлеба и санитарногигиенических норм». Дмитрий Терешков пояснил, что в сложившейся ситуации повинны действующие тендерные механизмы. Они позволяют проникать на рынок госзакупок недобросовестным производителям, не обеспечивающим должное качество продукции. Поэтому СХК и СХиКПС выступают с инициативой совершенствования существующего законодательства, в том числе в части проведения экспертизы входного качества сырья и готовой продукции, контроля за производственными мощностями и технологическим процессом. Более того, ратуют за то, чтобы в социальные учреждения поставлялся «лечебный» хлеб, это может быть хлеб для диабетиков, с пониженным содержанием клейковины или обогащенный семенами подсолнечника и т. д. Такой хлеб мини-пекарни производить не в состоянии.
Дмитрий Терешков отметил, что данная проблема на контроле у губернатора. «Я рад, что здесь мы находим понимание с администрацией и действуем в одном направлении, — заметил Терешков. — Наглядным примером является тот факт, что именно Новосибирск стал вторым городом в России, где было создано в прошлом году Управление социального питания, первое было организовано в Санкт Петербурге». В СХК понимают, что губернатор не может на прямую воздействовать на ситуацию, тем не менее поддержка исполнительной власти крайне важна, в том числе для лоббирования интересов добросовестных производителей в регионе.
Если же говорить об эффективности работы сибирских хлебопеков с ФАС РФ, можно отметить следующие поправки, учтенные в ФЗ 44. В частности, это касается ограничения участия в размещении заказа хозяйствующих субъектов, аффилированных с заказчиком; контроля за исполнением уже заключенных государственных или муниципальных контрактов; ограничения участия в торгах вновь созданных, в том числе и на подставных лиц, организаций, не имеющих каких либо ресурсов для выполнения заказа и не уплачивающих налоги; установления к участникам размещения заказов на поставку пищевой продукции дополнительных требований, аналогичных тем, которые применяются при поставках товаров для нужд обороны и безопасности государства, и т. д.
Так или иначе, СХК не обособляется от процессов адаптирования имеющегося законодательства к потребностям потребителя и производителя, и вместе с другими заинтересованными структурами и властью пытается найти решение этого непростого для региона вопроса.